Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 года № 664 утверждён Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 146 Административного регламента привлечение понятых к участию в производстве по делу об административном правонарушении осуществляется сотрудником в порядке, установленном статьёй 25.7 КоАП РФ.
Пунктом 228 Административного регламента установлено, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется сотрудником после отстранения лица от управления транспортным средством в присутствии двух понятых (либо с применением видеозаписи) с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешённых к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, поверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, тип которых внесён в государственный реестр утверждённых типов средств измерений.
По пункту 232 Административного регламента результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы, который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми (в случае их участия). При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляется направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Бумажный носитель с записью результатов исследования и подписью освидетельствованного и понятых (в случае их участия) приобщается к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Копия акта выдается лицу, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Практика Верховного Суда РФ
Решением Верховного Суда РФ от 11.11.2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления опризнании недействующими пунктов 146, 228, 232 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 года.
Административный истец указывал, что 13.07.2019 г. сотрудником полиции к нему были применены меры административного принуждения в виде отстранения от управления транспортным средством и освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с участием понятых, в качестве которых, как он полагает, незаконно привлечены сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ. К акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения приобщён бумажный носитель с записью результатов исследования («тест-выдох»), в котором отсутствовали подписи понятых. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением судьи судебного участка № 21 Притобольного района Курганской области он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ
Указано, что осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, регулирование дорожного движения; оформление документов о дорожнотранспортном происшествии; осуществление государственного учёта основных показателей состояния безопасности дорожного движения возложено на полицию (пункт 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).
С учётом предмета правового регулирования Административного регламента его пункты 146, 228 и 232 не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из этого кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
По своему правовому содержанию оспариваемые нормативные положения не имеют предписаний, изменяющих действующее правовое регулирование и нарушающих права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Так, частью 1 статьи 25.7 КоАП РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных данным кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
В соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации Правилами освидетельствования (пункт 5) оно осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешённых к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесён в государственный реестр утверждённых типов средств измерений.
Приведённые требования относительно использования технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, воспроизведены в пункте 228 Административного регламента. В свою очередь, положение указанного пункта о том, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется сотрудником после отстранения лица от управления транспортным средством в присутствии двух понятых (либо с применением видеозаписи), соответствует требованиям статей 25.7, 27.12 КоАП РФ
При участии понятых во время освидетельствования гражданина на состояние алкогольного опьянения с применением технического средства измерения составляется акт, форма которого утверждена приказом МВД России от 04.08.2008 года № 676 и предусматривает указание сведений о понятых и их подписи в таком акте под установленными результатами освидетельствования.
Таким образом, действующие согласно приведённому кодексу в производстве по делу об административном правонарушении правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов не устанавливают обязательного требования относительно наличия подписей понятых на бумажном носителе с записью результатов исследования, который приобщается к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Допускаемое исходя из текста абзаца второго пункта 232 Административного регламента подписание бумажного носителя с записью результатов исследования освидетельствованным лицом и понятыми (в случае их участия) в системе действующего правового регулирования не носит обязательного характера для лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, так как не относится к числу описанных выше правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и необходимого оформления его результатов, поэтому по своему содержанию не может рассматриваться как нарушающее права таких лиц.
Оспариваемые нормативные положения не устанавливают требования в отношении лиц, привлекаемых в качестве понятых по делу об административном правонарушении, не относятся к процедурам и правилам судебного разбирательства, поэтому безосновательными являются утверждения административного истца о нарушении ими прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, на справедливое судебное разбирательство.